Алюминиевые листы АМц, рулоны АМц
Сплав АМц - сплав АМц является единственным деформируемым сплавом так называемой бинарной системы Al - Mn . Он обладает высокой коррозионной стойкостью, практически не отличается от коррозионной стойкости сплава АД1. Полуфабрикаты из сплава АМц хорошо свариваются газовой, атомно-водородной, аргоно-дуговой и контактной сваркой. Сплав хорошо деформируется в холодном состоянии и в горячем, температурный интервал (320-470 ° C) Термической обработкой не упрочняется, и профили из него поставляются в отожженном или горячепрессованном состоянии.
Лист АМЦ (АМЦМ) изготавливается согласно регламенту ГОСТ 21631-76, ГОСТ на хим. состав 4784-97.
Технология производства включает в себя следующие этапы: прокатка и придание формы.
В зависимости от предполагаемого использования возможна дополнительная обработка.
При толщине менее 0.5 мм выпускается в рулонах, а свыше 11 мм – в плитах.
- Сплав: АМц, 3003 (зарубежный аналог АМц)
- Состояние: мягкое (М, Н111), полунагартованное (Н2, Н18), нагартованное (Н, Н24)
- Толщина: от 0,5 до 10 мм
- Ширина: 1000, 1200, 1500 мм
- Длина: 2000 мм (для тонких толщин), 3000 мм, 4000 мм
Способ изготовления:
- Неплакированные - без дополнительного обозначения
- Плакированные
- Б - с технологической плакировкой
- А - с нормальной плакировкой
- У - с утолщенной плакировкой
Состояние :
- Без термической обработки
- М - отожженные (мягкие)
- Н2 - полунагартованные
- Н - нагартованные
Отделка поверхности :
- Обычной отделки
- В - высокой отделки
- П - повышенной отделки
Точность :
- Нормальной точности
- П - повышенной точности
Технологические характеристики сплава :
- Высокая пластичность в(мягком) состоянии, в полунагартованном - средняя.
- Коррозионная стойкость высокая.
- Хорошая свариваемость.
- Обрабатываемость резанием неудовлетворительная.
Листовой прокат АМц востребован при производстве радиаторов, бензобаков и различных трубопроводов для автомобилей. Так как он не содержит вредных примесей, его используют при изготовлении кухонной посуды и принадлежностей для пищевой промышленности. Используется в холодильной и быловой технике.
Класс: Алюминиевый деформируемый сплав | |
Использование в промышленности: для изготовления сварных баков, бензо- и маслопроводов, радиаторов и т.д; коррозионная стойкость высокая |
Листовой прокат общего и специального назначения изготавливается в соответствии c ГОСТ 21631-76
Химический состав в % сплава АМц | |
---|---|
Fe | до 0,7 |
Si | до 0,6 |
Mn | 1 - 1,6 |
Ti | до 0,2 |
Al | 96,35 - 99 |
Cu | до 0,15 |
Mg | до 0,2 |
Zn | до 0,1 |
Твердость материала: HB 10-1 = 30 МПа | |
Свариваемость материала: без ограничений |
Механические свойства сплава АМц при Т=20oС | ||||
Прокат | Толщина (мм) |
σв, (МПа) | σ0,2, (МПа) | δ5, (%) |
Лист отожженный | 0,7-10,5 | 110 | 60 | 25 |
Лист нагартованный | 0,7-10,5 | 170 | 130 | 10 |
Лист нагартованный | 0,7-10,5 | 220 | 180 | 5 |
Механические свойства сплава АМц при высоких температурах | |||
Прокат | T испытания | σв, (МПа) | δ5, (%) |
Лист отожженный 3 мм | 20 100 200 300 |
110 95 70 45 |
30 35 41 45 |
Механические свойства сплава АМц при низких температурах | ||||
Прокат | T испытания | σв, (МПа) | σ0,2, (МПа) | δ5, (%) |
Плита без термической обработки 20 мм | -20 -196 |
150 300 |
120 155 |
24 34 |
Физические свойства сплава АМц | ||||||
T (Град) | E 10-5 (МПа) | a 106 (1/Град) | l (Вт/(м·град)) | r (кг/м3) | C (Дж/(кг·град)) | R 109 (Ом·м) |
20 | 0.71 | 2730 | 34.5 | |||
100 | 23.2 | 180 | 1090 | |||
200 | 25 |
Характеристика и применение алюминия АМц: Коррозионно-стойкие сплавы на основе систем Al—Мn и Аl—Mg. Сплавы типа АМц, АМг2, АМг6 не упрочняются термической обработкой. Они отличаются высокой пластичностью, хорошей свариваемостью и высокой коррозионной стойкостью. Обрабатываемость резанием улучшается с увеличением степени легированности сплавов. Сплавы используются в отожженном, нагартованном и полунагартованном состояниях.
Применяются для изделий, получаемых глубокой вытяжкой, сваркой, от которых требуется высокая коррозионная стойкость (трубопроводы для масла и бензина, радиаторы тракторов и автомобилей, сварные бензобаки), а также для заклепок, корпусов и мачт судов, узлов лифтов и подъемных кранов, рам транспортных средств и др.
Коррозионные свойства сплава АМц: сплав АМц - наиболее распространенный сплав системы А1-Мn - в отожженном состоянии имеет коррозионную стойкость, близкую к коррозионной стойкости чистого алюминия. Введение в сплав марганца благоприятно влияет в связи с тем, что он образует с железом интерметаллические соединения (Мn, Fe)Al, AlFeMnSi и другие с достаточно отрицательным электродным потенциалом и тем самым нейтрализует катодное влияние железа и повышает защитные свойства оксидной пленки на алюминии. Этим можно объяснить, что иногда в атмосферных условиях коррозионная стойкость сплава АМц становится выше коррозионной стойкости алюминия. Положительная роль интерметаллических соединений проявляется также в образовании структурной анизотропии, которая способствует торможению развития коррозии в направлении, перпендикулярном поверхности полуфабриката.
В то же время на сплаве АМц проявляется и отрицательная роль коррозионной анизотропии. Если нагартовка повышает коррозионную стойкость алюминия (повышается сопротивление питтинговой коррозии), то для сплава АМц она может уменьшать ее - появляются предпосылки к расслаивающей коррозии. Эта тенденция увеличивается пропорционально степени нагартовкн и ее связывают с образованием микронадрывов вблизи твердых интерметаллических включений МnА16. Поэтому введение в сплав большого количества других элементов, способствующих образованию интерметаллических соединений, например титана, ухудшает его коррозионную стойкость в нагартованном состоянии. Однако с учетом изложенных выше закономерностей, по-видимому, более существенное влияние на расслаивающую коррозию сплава АМц могут оказывать интерметаллидные соединения марганца с железом в качестве катодов, поскольку концентрация последнего в сплаве достаточно велика (до 0,7 %).
В полунагартованном состоянии, особенно при условии получения листов по схеме НТМО, т.е. частичным отжигом, чувствительность сплава АМц к расслаивающей коррозии мала. По существу коррозия развивается по питтинговому механизму только в местах развития коррозионных очагов наблюдается локальное вспучивание металла, которое отмечается и для многих других сплавов, имеющих структурную анизотропию. Глубина коррозии при этом не больше, а, как правило, даже меньше вследствие положительного эффекта коррозионой анизотропии. По этой причине такое локальное отслаивание не оказывает отрицательного влияния на долговечность конструкций. Оно может только оказывать влияние на декоративный вид анодированных конструкций вследствие локального нарушения анодно-оксидной пленки. Увеличение степени деформации при нагартовке приводит к усилению интенсивности расслаивающей коррозии. Хотя и в этом случае опасность расслаивающей коррозии не достигает таких пределов, как для высоколегированных сплавов, однако в промышленной атмосфере повышенной агрессивности степень РСК достаточно велика.
Увеличение содержания меди до 0,2 % повышает сопротивление расслаивающей коррозии нагартованных полуфабрикатов из сплавов системы Аl-Мn. По-видимому, введение меди в сплав облагораживает потенциал пробоя и вследствие этого уменьшает вероятность зарождения и распространения подповерхностной коррозии вблизи катодных интерметаллическнх фаз.